О бхаджане и воспевании
кршна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукртаир на лабхйате
«Чистое преданное служение в сознании Кришны нельзя заслужить, даже совершая благие дела на протяжении тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто может заплатить единственную цену – жажду обретения его. Если такое преданное служение доступно где-то, его следует приобрести не мешкая».
(«Чайтанья Чаритамрита», Мадхья, 8.70).
Дороже сокровища
В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами говорит, что сознание Кришны – это большая редкость, что его не купишь ни за какую цену. Татра лоулйам апи мулйам экалам – единственная цена, за которую можно получить сознание Кришны, – очень сильное желание, жадность: лоулйам. Сознание Кришны настолько ценное и редкое достижение, что даже множество рождений, проведенных в благочестивой жизни, не дает право на его обретение. Это настоящая драгоценность, даже больше чем сокровище. Но обрести сознание Кришны – цель и долг каждого.
Другой известный ачарья, Шри Гауракишора дас Бабаджи, говорит, что на самом деле это сделать легко. Нужно только немного денег, достаточных для того, чтобы купить две тоненькие книжки – сборники песен Нароттамы даса Тхакура «Према-бхакти-чандрика» и «Прартхана». Гауракишора дас Бабаджи говорит, что любой человек, который погрузится в эти два сборника стихов, может с легкостью получить чистую любовь к Богу. Настолько велика сила откровений Нароттамы даса Тхакура! Некоторые из них нам уже хорошо известны, например, «Шри гуру вандана», которую поем каждое утро.
Шрила Прабхупада вдохновлял преданных петь эти песни. Иногда, когда мы поем песни ачарьев-вайшнавов, в уме могут возникать мысли о том, зачем я пою на непонятном языке? И петь-то я не умею толком, и не понимаю, о чем речь – есть ли в этом какой-то смысл?
Очень важно понимать, почему Шрила Прабхупада потратил столько времени и сил на то, чтобы познакомить преданных с песнями ачарьев-вайшнавов и вдохновить их петь, заучив наизусть.
В «Шримад-Бхагаватам» (7.9.18) Прахлад в своей молитве к Нрисимхадеву говорит: «Ты очень дорог мне, и я буду петь Тебе хвалу, в точности следуя примеру Господа Брахмы, его учеников и преемников. Так я наверняка переправлюсь через океан неведения». В комментарии к этому стиху Прабхупада поясняет: «В этом стихе очень хорошо объясняется, чем должен заниматься преданный и как ему строить свою жизнь. Как только преданный начинает петь святое имя и говорить о величии Верховной Личности Бога, он тотчас обретает освобождение. Человек, которому нравится прославлять Господа, слушая и повторяя Его святое имя и обсуждая повествования о Его деяниях (ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣), непременно возвышается до уровня полной свободы от материальной скверны. При этом нужно петь песни, которые оставлены учителями, принадлежащими к авторитетной духовной традиции».
Песни ачарьев
Следуя по стопам осознавших себя душ, великих вайшнавов, воспевая их молитвы-песни, мы погружаемся в эти настроения, получаем общение с ачарьями и обретаем высшее благо.
Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке – знаете такую пословицу? Чтобы получить что-то ценное, нужно прилагать усилия. Легко скатиться вниз, но нелегко подняться.
Шрила Прабхупада не только продемонстрировал свое могущество на практике, совершив невозможное за последние 12 лет своей жизни. Он также сделал то, что вряд ли сможет сделать больше, чем один человек на несколько миллионов – не совершил ни одного греховного поступка и ни на секунду не забывал о Кришне всю свою жизнь.
Поэтому мы можем понимать, что Шрила Прабхупада знает, о чем говорит и пишет. Очень легко воспевать мантру «Харе Кришна», забыв о песнях, которые оставили для нас ачарьи, но при этом важно понимать, что воспевание Святого Имени – это то, чем многие занимаются – от 12 апа-сампрадай до бродвейских рок-музыкантов. Чем отличается подобное воспевание от настоящего?
Очень важно понять, что такое сознание Кришны. Конечно, мы знаем о процессе: думать о Кришне всегда, не забывать Его никогда – это то, что называется садханой, духовной практикой. Вся духовная практика предназначена для этого. Но существует садхья, или цель духовной практики. Что будет представлять собой сознание Кришны в совершенном виде?
Этот уровень сознания Кришны выражен в песнях великих вайшнавов – таких, как Нароттама дас Тхакур, Бхактивинод Тхакур и многих других. Если мы хотим очистить наше воспевание, для очень важным элементом духовной практики является общение с этими великими вайшнавами. Они дали нам возможность общаться с собой, выразив то, что у них в сердце, в своих песнях. Говорится, что Господь может не слышать молитвы обычных людей, но если петь эти песни, Он очень быстро реагирует на молитвы или слова, которые к Нему обращают чистые преданные.
Общение с чистыми преданными
Поэтому Шрила Прабхупада рекомендовал повторять молитвы великих преданных. Это один из элементов преданного служения. Для нас также важно петь песни, которые оставили великие вайшнавы, погружаться в них, пытаться понять, о чем в них говорится. Это для нас очень легкий способ развить настоящее чистое сознание Кришны. Если мы не следуем этому методу, то лишаем себя самого главного – общения с чистыми преданными и возможности развить чистое сознание Кришны.
Это очень важный момент, потому что нельзя допустить, чтобы наша традиция утратила свой самый важный элемент, который Шрила Прабхупада так настойчиво прививал преданным. Если это произойдет, в конечном итоге сознание Кришны превратится в нечто совершенно другое. Может быть, останется просто форма, и это уже не будет сознанием Кришны.
Надеюсь, все преданные вдохновятся петь эти песни, заучивать их, погружаться в них, а еще и вдохновят окружающих делать это. Так мы сможем вернуться к тому, что для нас оставил Шрила Прабхупада.
Статью подготовила Эласия Анисимкова по материалам лекции Е. С. Бхакти Расаяны Сагара Махараджа в день явления Нароттамы даса Тхакура.
Запись лекции доступна в аудио-формате в архиве Бхакти Расаяна Сагара махараджа: http://ids-radio.com:8888/BRSS/1RUS/2017/ (2017-02-12, Индия, Майяпур, Лекция на Явление Шрила Нароттам Даса Тхакура)