Бхагавад-гита за 90 минут, Алматы 07.06.2018
NaN undefined NaN, Казахстан
ЕС Бхакти Расаяна Сагара Махарадж
«Бхагавад-гита» за 90 минут
Алматы 07-06-2018
Целостное понимание
#00:00:00# Проведем обзорный курс по «Бхагавад-гите». Вся «Бхагавад-гита» за полтора часа. В принципе, мы его можем даже короче сделать и оставить больше времени на вопросы, если есть. У вас всех, по идее, должны быть распечатки, включая меня. Меня почему-то все время исключают из количества, из тех, кто достоин иметь распечатку. Спасибо.
Здесь обозначены основные моменты, о которых мы будем говорить. При желании вы можете что-то дополнительное для себя записывать, и эти листочки оставить себе на память. Идея этого курса заключается в том, чтобы у вас была такая своеобразная карта «Бхагавад-гиты». Чтобы вы могли видеть «Бхагавад-гиту» целиком как целостное произведение. Целостное понимание очень важно для того, чтобы понимать, как все части связаны с полным целым.
Наверняка многие слышали историю про пятерых слепцов и слона на дороге – как они спорили друг с другом: «На что похож слон?» То ли на чапати, то ли на колонну, то ли на веревочку, то ли на шланг, то ли на саблю или еще на что-то. Никто из них так и не смог понять, что же из себя представляет слон. Точно также мы можем читать «Бхагавад-гиту» от первого до последнего стиха, знать все стихи, но так и не понять, что из себя представляет «Бхагавад-гита».
#00:02:12# Один из важных моментов в «Бхагавад-гите», который упоминается практически на протяжении всего произведения, поможет нам также понять практичность «Бхагавад-гиты». И мы начнем со стиха, который говорит о том, чем мы здесь будем заниматься. Это 18 глава «Совершенство отречения», семидесятый текст, практически конец «Бхагавад-гиты». Верховный Господь говорит:
адхйешйате ча йа имам̇
дхармйам̇ сам̇ва̄дам а̄вайох̣
джн̃а̄на-йаджн̃ена тена̄хам
ишт̣ах̣ сйа̄м ити ме матих̣
«В Моих глазах любой, кто изучает эту священную беседу, поклоняется Мне своим разумом».
То есть поклонение, изучение «Бхагавад-гиты» – это поклонение Господу. И здесь, в этом стихе, использовано выражение джн̃а̄на-йаджн̃ена, джн̃а̄на – переводится как знание, йаджн̃ена – это ягья, жертвоприношение. То есть мы здесь собрались для того, чтобы провести жертвоприношение, но, тем не менее, здесь не проводятся никакие религиозные ритуалы: огонь не горит, никто масло в огонь не льет, зерна не бросает. Потому что ягья, или жертвоприношение – это не просто религиозный ритуал.
Шрила Прабхупада объясняет, что любой вид деятельности, который удовлетворяет Господа – это ягья. В чем же жертвоприношение? Каждый из вас сюда пришел, и вы могли бы своими делами заниматься, правильно? Дома. Я уверен, что у каждого бы нашлось, чем заняться, но, тем не менее, вы пришли сюда для того, чтобы понять «Бхагавад-гиту», вы пожертвовали временем, пожертвовали личными делами, жертвуете своим вниманием – это всё ягья. И эта ягья предназначена для того, чтобы обрести понимание, для того, чтобы понять Кришну и установить наши отношения с Ним.
Сегодня, если вы посмотрите на ваши распечатки, мы пройдем через все восемнадцать глав «Бхагавад-гиты». Мы провели сравнительные…то есть для сравнения мы привели название глав на санскрите и их перевод для более глубокого понимания. Мы будем говорить о двенадцати ключевых стихах «Бхагавад-гиты», которые помогут нам понять, в чем заключается ее цель, суть и основа, можем сказать, фундамент «Бхагавад-гиты». И также шесть стихов, которые повторяются, полустишия, которые повторяются в «Бхагавад-гите» по два раза.
#00:05:48# Также мы рассмотрим пять тем «Бхагавад-гиты», как связаны первый и последний стих. Также у нас будет своеобразный счетчик «Бхагавад-гиты», с которого мы, наверное, начнем нашу презентацию. Если вы эти пять пунктов запомните, вы сможете объяснить «Бхагавад-гиту» любому человеку за пять минут буквально.
Чем «Бхагавад-гита» уникальна?
Пункт номер 1. Это то, что «Бхагавад-гита» – это единственное священное писание среди всех священных писаний мира, которое было рассказано Самим Верховным Господом. То есть все остальные писания говорят о Боге. Но «Бхагавад-гита» – это слова Бога от первого лица. И то, что Кришна – это Верховная Личность Бога, подтверждается во многих местах «Бхагавад-гиты», в частности, десятая глава, восьмой текст.
Что такое «Бхагавад-гита»? «Бхагавад-гита» – это наука о йоге. Это немного удивительное утверждение, потому что там не описаны никакие упражнения по йоге. Почему? Потому что «Бхагавад-гита» говорит не о деталях, она говорит о принципах йоги. То есть три основные раздела йоги, которые существуют, описаны. Точнее, что из себя представляет йога? Йога из себя представляет связь. Йоган йунджан мад-ашрайах – как Кришна говорит в начале седьмой главы.
#00:07:50# Пункт номер 2. Это два друга, сидящие в одной колеснице. Две птицы, сидящие на одном дереве. Две души в одном теле. Душа и Сверхдуша. Атма и Параматма. Они связаны друг с другом, и поэтому «Бхагавад-гита» объясняет йогу, то есть мы можем понять, насколько связи важны в жизни. Особенно, наверное, в Казахстане. Все вы знаете, что важно не то, что вы знаете, а кого вы знаете. Да? Также, например, без связи слов в предложении трудно даже наладить какое-то общение.
В конечном итоге мы можем жить до тех пор, пока наша душа связана с телом. Правильно? То есть вся жизнь состоит из сплошных связей. Если нет связей, нет жизни. И самая главная связь – это наша связь с Кришной, Верховной Личностью Бога. Это та наука, которую объясняет «Бхагавад-гита».
Пункт номер 3. Это три главных раздела йоги. Это карма-йога, бхакти-йога и гьяна-йога. «Бхагавад-гита» состоит из скольких глав? Восемнадцати. Сколько глав в каждом разделе? По шесть глав. Это пункт номер три. Три основных раздела йоги в «Бхагавад-гите».
Пункт номер 4. Это четыре особых блага, которые человек может получить благодаря применению «Бхагавад-гиты» в своей жизни. Это последний стих «Бхагавад-гиты». И он говорит, что там, где находятся Кришна и Арджуна, там всегда будут: шрих – богатство, виджайах – победа, бхутих – могущество и нитих – нравственность.
#00:09:54# Пункт номер 5. Это пять главных тем «Бхагавад-гиты» – Ишвара, джива, пракрити, кала и карма. Среди этих пунктов, вы можете это для себя отметить, три первых являются основными: Ишвара, джива и пракрити. А кала и карма, или же время и деятельность, являются связующими. То есть Верховный Господь, Ишвара, действует на джив, на нас, и на пракрити, мертвую материю, через время. Время влияет на всё, всё находится под контролем времени. А мы, дживы, связаны с пракрити через карму. Мы действуем, воздействуем на пракрити и получаем обратную реакцию. Пракрити отвечает нам взаимностью. Таким образом эти пять тем связаны между собой.
Своеобразная обложка «Гиты»
Далее. Для того, чтобы понять «Бхагавад-гиту» немного лучше, мы можем посмотреть, с чего она начинается и чем она заканчивается. Также как, например, когда вы берете новую книгу с полки, что вы делаете вначале? Вы смотрите на обложку. Правильно? Хотя говорится, есть английская пословица: не судите книгу по обложке, но, тем не менее, все мы это делаем. И своеобразная обложка «Бхагавад-гиты» – это первый и последний стихи. Что из себя представляет первый стих, очень знаменитый, который, я уверен, многие знают? Можете вместе со мной повторить:
Дхртараштра увача:
Дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах
Мамаках пандаваш чаива ким акурвата санджайа
«Дхритараштра сказал: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра?»
#00:12:20# Если вы подумаете, то это очень странный вопрос. Да? Что стали делать те, кто собрались на поле битвы, горя желанием вступить в бой? Может, они в футбол начали играть? Или в покер? Или, может быть, спать легли? То есть, очевидно, воины, которые горят желанием вступить в бой, собрались, чтобы сразиться. Что они стали делать? Какой-то не очень вменяемый вопрос. Да? Но почему Дхритараштра задает такой вопрос? Потому что у него корыстные мотивы. Часто люди, у которых корыстные мотивы, не хотят их напрямую раскрывать. Они пытаются окольными путями выяснить, что происходит.
И точно также у Дхритараштры был корыстный мотив. Какой? Он хотел, чтобы его сыновья победили, в самом стихе это очевидно. Он говорит: мамаках пандаваш чаива – мои сыновья и также те вон, Пандавы, что они стали делать? То есть он явно разделяет тех, кто собрался, на своих и чужих. И он пытается узнать у Санджаи косвенным образом: «Есть ли какие-то шансы на победу у моих сыновей над Пандавами». И после того, как Санджая рассказал всю «Бхагавад-гиту», в конце он дает прямой ответ на кривой вопрос.
И это как раз тот самый стих, на который мы ссылались, четыре особых блага, которые дает следование «Бхагавад-гите». Если кто-то знает этот стих, можете также его вместе со мной повторить.
Йатра йогешварах кршно йатра партхо дханур-дхарах
Татра шрир виджайо бхутир дхрува нитир матир мама
«Где бы ни находился Кришна, повелитель всех мистиков, и где бы ни находился Арджуна, непревзойденный лучник, там всегда будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственная чистота. Таково мое мнение».
#00:14:46# Другими словами, Санджая говорит: «Победы тебе не видать как своих ушей без зеркала, дорогой царь, потому что на той стороне Кришна и Арджуна». Вот и сейчас мы, прежде чем перейти к краткому содержанию или сути каждой из глав, которая станет более понятна из санскритских названий, мы также можем задать себе вопрос: «Насколько для нас жизненно важна или актуальна “Бхагавад-гита”»? Потому что мы не живем в каком там тридцатом веке до нашей эры, даже больше, когда там была рассказана «Бхагавад-гита». Много-много веков тому назад. Более 5 000 лет тому назад.
Мы с вами вроде бы живем в мирное время, войны нет. Потом беседа происходила между… То есть эти наставления были даны Арджуне. Арджуна принадлежал к царскому роду, он был принцем. Я не знаю, сколько здесь сидит принцев и принцесс? Насколько это для нас актуально? И самое главное – это, конечно, то, что рядом с Арджуной находился Сам Верховный Господь. Он непосредственно руководил им, давал ему непосредственные наставления. Мы можем сказать, я нахожусь здесь, в Алма-Ате, Верховный Господь находится вообще далеко отсюда, в духовном мире. Насколько «Бхагавад-гита» для меня актуальна? Но если вы внимательно послушаете очень интересное утверждение Шрилы Прабхупады, которое он сделал в «Бхагаватам», первая песнь девятая глава «Уход Бхишмадевы», это комментарий к двадцать первому тексту (1.9.21 – можете для себя отметить), то станет понятно, что «Бхагавад-гита» настолько же актуальна для нас, насколько она была актуальна для Арджуны. Он говорит про Господа, про Кришну.
Он – Параматма, Сверхдуша, пребывающая в каждом как верховный проводник, и потому Он – вечный колесничий и советчик всех живых существ. Следовательно, когда Он выступает в роли колесничего Арджуны, это не умаляет Его превосходства. То, что Он выступает в роли колесничего или посланника – исключительно проявление могущества преданного служения.
Колесница – материальное тело
#00:18:11# Все очень просто: находимся ли мы в колеснице? Да или нет? Да. Что из себя представляет колесница? Материальное тело? Да? Йантрарудхани майайа, как говорится в восемнадцатой главе «Бхагавад-гиты». Находимся мы в состоянии войны? Что из себя представляет война? Война с майей, как Шрила Прабхупада говорил. И к тому же материальное существование – это всегда война, борьба за существование. Как однажды… Какова самая отличительная черта войны? Это смерть. И в этом мире что происходит? Все смертны: джатасйа хи дхруво мртйур дхрувам джанма мртасйа ча – каждый, кто родился – умрет. Это то, что говорит, «Бхагавад-гита» (2.27). Как однажды у Шрилы Прабхупады спросили, что, если Индия такое духовно развитое государство, почему там процент смертности выше, чем в странах первого мира? Шрила Прабхупада говорит: «Я не понял вопроса. Что значит процент смертности? Процент смертности везде одинаковый – везде сто процентов».
Материальное существование означает рождение, старость, болезнь, смерть. Кто хочет умирать? Никто не хочет. Кто хочет жить вечно? Каким образом мы можем одержать победу над смертью? Следуя наставлениям «Бхагавад-гиты». Только так можно выиграть в этой битве при Курукшетре.
И самое главное: кто находится в этой колеснице нашего тела рядом с нами? Верховный Господь в форме Сверхдуши. И каковы Его функции? Две функции. Что делает Господь? Управляет. Вы думаете, вы управляете этим телом? Как вы интересно умудряетесь регулировать… То есть говорится, что сложно заниматься несколькими делами одновременно, а все мы занимаемся несколькими делами одновременно. Да? Дышим, смотрим, перевариваем пищу, что еще делаем? Ходим, там, я не знаю, то есть моргаем. И сердцем бьется, да. Все органы какие-то функции выполняют. Это безумие думать, что я управляю этим телом. Да? Хотя майа так устраивает. Она говорит: «Это ты управляешь, это ты руку поднимаешь-опускаешь» И так далее.
Как мы, интересно, регулируем? Мы даже не знаем, что в этом теле происходит. Большинство людей, здоровых, по крайней мере, если у них спросить: «С какой стороны ваша печень, с какой стороны ваша селезенка?» Они всё путают. Пока не заболит, мы даже не знаем, что где находится, что говорить о том, чтобы управлять тем, что происходит в этом теле. То есть явно, Верховный Господь через механизм материальной природы, через так называемые вожжи, управляет этим телом.
#00:21:49# И вторая функция – дает знание. Он является советчиком каждого из нас. И если мы будем следовать Его советам, что произойдет? Мы выиграем в этой битве. А если не будем следовать? Потерпим поражение. Да? Поэтому мы можем понять, что наше положение абсолютно идентично положению Арджуны. И «Бхагавад-гита» – это наставления Кришны, которые Он дал, дает и будет давать вечно.
Фактически мы изучаем «Бхагавад-гиту» для того, чтобы услышать ту же самую «Бхагавад-гиту» в своем сердце. Для того чтобы этот внутренний огонь зажегся, необходим внешний огонь. Точно так же, как в дереве есть огонь, правильно? Но что необходимо для того, чтобы высвободить этот огонь? Нужен внешний огонь. Понимаете, для чего мы изучаем священные писания, для чего мы занимаемся духовной практикой? Для того, чтобы очистить свое сердце, установить контакт с Господом и, в принципе, это то, о чем рассказывает «Бхагавад-гита».
Скорбь Арджуны
#00:23:13# Итак, мы перейдем сейчас к краткому описанию каждой из глав. То есть мы будем говорить о сути каждой главы и о том, как каждая глава связана с последующей и предыдущей.
Первая глава, которую Шрила Прабхупада перевел как «Обзор армий на поле битвы Курукшетра» на санскрите звучит как «Арджуна вишада-йога». То есть мы знаем, кто такой Арджуна. Что такое йога мы тоже знаем. Что такое «вишада»? Печаль, скорбь. Арджуна почувствовал скорбь, когда он увидел армии на поле битвы Курукшетра. То есть, такая йога скорби. Или йога печали.
Сейчас же много разных видов йоги. Популярны викрам-йога, мокша-йога, хатха-йога, агни-йога, раджа-йога – их вообще, я не знаю, десятки, если не сотни. Может нам еще одну йогу представить публике: вишада-йога. Люди все равно в печали ходят. Можно из этого йогу сделать. Но шутки в сторону. Что это за йога такая, печальная йога? Скорбная йога. Йога скорби.
На самом деле, несмотря на то что Арджуна скорбел, но он находился рядом с Верховным Господом, который избавил его от этой скорби. Это показатель того, что преданный даже в самом худшем положении в жизни всегда имеет это преимущество – общение с Кришной. И несмотря на то, что, как Прабхупада объясняет, Арджуна находился в иллюзии, то есть, он, как казалось, попал под влияние гун материальной природы. Но под влиянием какой гуны он находился?
#00:25:26# Кто может сказать? Невежества? Гуны благости. Совершенно верно, Арджуна находился под влиянием гуны благости. Потому что главным его мотивом отказа от битвы был какой? Сострадание. И Шрила Прабхупада следом за предыдущими ачарьями делает очень важное утверждение в последнем комментарии к последнему сорок шестому стиху первой главы, где говорится: «Санджая сказал: «Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью».
И комментарий заканчивается предложением: «Столь добрый и мягкосердечный человек, занятый преданным служением Господу, достоин того, чтобы получить духовное знание».
Это очень интересно, почему именно Арджуна, почему именно на Арджуну пал выбор? Смотрите, Кришна хотел битвы, правильно? Все были готовы. Единственный Арджуна не желал сражаться. Для Кришны было бы намного более практично Арджуну уволить с работы и сказать: «Иди отдыхай. Я найду кого-нибудь другого для того, чтобы осуществить свои планы».
Вопрос возникает: почему Кришна потратил столько времени на Арджуну, чтобы объяснить ему «Бхагавад-гиту»? Потому что Арджуна был наиболее квалифицирован из всех. Арджуна находился под влиянием гуны благости. А от благости до чистой благости только один шаг. Остальные воины находились под влиянием гуны страсти. Они все горели желанием сражаться. Поэтому, как это ни парадоксально звучит, Арджуна был наиболее подходящим кандидатом, для того чтобы стать подходящим инструментом в руках Господа. Это, кстати, очень практично.
Сомнения – одна из функций разума
#00:27:50# Если вы хотите найти человека, который бы поддержал вас в очень ответственном деле, какому человеку вы доверите это дело? Тот, кто спорит с вами и не соглашается с вами или тот, кто говорит: «Да-да-да, всё-все-все, я полностью принимаю, полностью понимаю?» С тем, кто спорит. Почему? Потому что у него мозги работают. А тот, кто соглашается – это тупица. И, если вы на такого человека положитесь, вы сто процентов проиграете. Это жизнь, это то, что доказано опытом поколений.
Сомнения – это одна из функций разума. И кстати, Шрила Прабхупада цитировал очень интересную бенгальскую пословицу в этой связи: ати бхакти чор лакшан. Кто-то слышал ее? «Ати» обозначает чрезмерное бхакти. Мы знаем, что такое «бхакти» – это преданность, «чор лакшан», «чор» – это вор, а «лакшан» – это признак. Чрезмерная преданность – признак вора. Тот, кто слишком лояльный, это обозначает, что или этот человек тупой или у него корыстные мотивы. Ни то, ни другое не является квалификацией, для того чтобы доверять ему ответственное дело. Поэтому, как это ни удивительно, выбор Кришны пал именно на Арджуну, и Он даже был готов пожертвовать временем для того, чтобы объяснить ему «Бхагавад-гиту».
Следующая, вторая глава «Бхагавад-гиты» – «Санкхья-йога. Краткое изложение «Бхагавад-гиты». «Санкхья» обозначает считать. Итак, это глава, в которой перечисляются все главные темы «Бхагавад-гиты». Естественно, что уникальная тема, которая больше не раскрывается практически нигде, это тема того, что мы не являемся телом, а душой. Отличие души от тела. И Шрила Прабхупада говорил, что именно это основа нашей философии. Очень интересно заметить, что Кришна говорит о том, что мы не тело, но душа еще до того, как Он объясняет, что Он – Верховная Личность Бога. Очень интересно, что без понимания того, что мы душа, мы не сможем по-настоящему понять, что Кришна является Верховным Господом.
#00:30:46# И «Бхагавад-гита», если мы рассматриваем ее как обучающее произведение, а Кришну – как трансцендентного преподавателя, объяснена идеальным образом, в соответствии с ведическим принципом. Принципом, который даже в современной педагогике используется: любую тему важную нужно объяснить три раза. Что значит объяснить три раза? Не просто механически повторить три раза, а сказать, что вот, например, сегодня мы будем говорить о том-то, том-то и том-то. Краткое содержание. Затем подробно раскрывается то, что вы хотите объяснить. И в конце подводятся итоги.
Это то, что в «Бхагавад-гите» делается. Первая глава – вступление, вторая глава – краткое содержание «Бхагавад-гиты». С третьей по семнадцатую – подробное изложение. И восемнадцатая глава – подведение итогов. Очень интересно, что два из трех повторных утверждений «Бхагавад-гиты» находятся именно в восемнадцатой главе. Равно, как и другие важные моменты.
Жертвоприношение – принцип жизни
И с третьей главы Кришна начинает подробное объяснение темы этого раздела, который называется «Карма-йога». Поэтому третья глава называется «Карма-йога». И Шрила Прабхупада даже не стал переводить, все понятно, что такое карма-йога. И какая тема является самой главной в главе «Карма-йога», кто знает? Одно слово. Что из себя представляет карма-йога? Одно слово. Ягья. Жертвоприношение. Запомните это на всю жизнь, что карма-йога начинается с ягьи, жертвоприношения. Кришна объясняет, что это принцип жизни, вокруг которого все вращается. Эвам правартитам чакрам нанувартайатиха йах («БГ», 3.16). Что только лишь благодаря жертвоприношению поддерживается вся вселенная.
И мы говорили о том, что жертвоприношение – это не просто религиозный ритуал, это принцип человеческой жизни. И мы можем понять, что даже, если мы рассматриваем не только общество преданных или тех, кто следует ведической культуре, даже в кармическом материалистическом обществе настоящим человеком считается кто? Тот, кто жертвует своими корыстными интересами ради высшей цели. А тот, кто живет только для себя, ни о ком и ни о чем не думает, как про этого человека говорят? «Жил как свинья, нет, и умер как собака», – вот так говорят про таких людей. То есть эти люди не считаются людьми даже в материалистическом обществе.
#00:34:25# Ягья – жертвоприношение ради высшей цели. Это принцип, который отличает жизнь человека от жизни животного. И поэтому именно с темы ягьи начинается «Бхагавад-гита». И Кришна конкретно говорит о том, какую ягью Он ожидает от Арджуны. Он ожидает, что Арджуна пожертвует привязанностью к своим родственникам ради высшей цели. И ими же пожертвует. Ну, потому, что такова была ситуация. Потому что его родственники, уж так получилось, были преступниками. И поэтому Арджуна не мог быть пристрастным. То есть глава государства, человек, который находится на ответственном положении, занимает ответственное положение, не может пристрастно относиться к своим родственникам. Если кто-то для своих родственников делает исключение, а для других нет, такой человек не квалифицирован занимать ответственное положение. Мы можем понять. И поэтому от Арджуны такое не ожидалось.
И в следующей главе, «Гьяна-йога», объясняется то, каким образом… То есть «гьяна-йога» это знание, трансцендентное божественное знание. Объясняется, как этот принцип карма-йоги, как этот принцип жертвоприношения применяется в разных укладах и в разных видах деятельности человеческой жизни. То есть, там объясняется, что, хотя принцип жертвоприношения один, но разные люди в соответствии со своим ашрамом, в соответствии со своей варной и так далее, будут по-разному жертвовать. То есть, будут посвящать себя разным видам жертвоприношений. Те, кто учатся, будут жертвовать своим слухом прежде всего, йоги будут жертвовать дыханием жизни и так далее. Семейные люди будут жертвовать объектами чувственного наслаждения и так далее. То есть каждый должен приносить определенную жертву в жизни.
И это целая наука, мы можем понять из четвертой главы. И кто ее может объяснить, эту науку? Духовный учитель. Поэтому стих, в котором рекомендуется обратиться к духовному учителю, идет после описания всех видов жертвоприношений. Потому что духовный учитель может понять, каково должно быть наше жертвоприношение в соответствии с нашим положением. И, конечно, это очень интересно, но мы можем задать вопрос… Никому же не хочется жертвовать чем-то. Говорят, что это только курица гребет от себя, а человек под себя. То есть у нас постоянно желание для себя что-то получить. Да? Так, какие-то высокие вещи, что-то там, какое-то жертвоприношение совершать – это не всегда интересно. Наверное, одно из жертвоприношений, которое мы должны совершить: это перевести все телефоны в беззвучный режим, для того чтобы они нас не отвлекали. Если у кого-то еще не переведен, пожалуйста, сделайте это.
Деятельность в сознании Кришны
#00:38:28# И мы можем вполне законно задать вопрос: какое благо мы получим, если мы будем следовать принципам жертвоприношения? То есть мы жертвуем, и что мы получим?
И пятая глава объясняет. Пятая глава – это санньяса-йога. Что такое санньяса-йога? Это карма-йога – деятельность в сознании Кришны. Санскритское название главы объясняет, какое благо мы получим – никакого. Мы потеряем. Но мы потеряем то, что нам реально мешает жить. Что нам мешает жить? Вожделение, гнев и все остальные проблемы, которые с этим связаны, разные виды осквернения, которые есть в сердце. И пятая глава, мы можем сказать, это такая глава анартха-нивритти, которая объясняет, что через следование принципу жертвоприношения… То есть это отречение. Мы действуем не для себя, мы действуем ради высшей цели, мы действуем ради Всевышнего Господа. И мы теряем гнев, вожделение и все остальные виды осквернения, которые есть в сердце, то есть очищение сердца происходит благодаря жертвоприношению. Хорошо. Можете сказать вы: «А для чего вообще надо сердце очищать? Какой толк от очищения сердца?»
#00:40:12# И шестая глава «Дхьяна-йога» объясняет, зачем надо очищать сердце. Потому что в сердце, кроме того, что мы находимся в сердце, кто еще находится в сердце? Параматма. И глава «Дхьяна-йога» объясняет, что мы должны установить контакт с Параматмой. Но до тех пор, пока сердце нечисто, до тех пор, пока вожделение и гнев живут в сердце, сможем ли мы установить контакт с Параматмой в сердце? Нет.
Очень важно для того, чтобы установить этот контакт, необходимо очистить сердце. И тогда то, что описано в шестой главе, станет для нас реальностью. Мы реально выйдем на контакт со Сверхдушой, на связь со Сверхдушой. Это и является зрелым плодом карма-йоги. Поэтому, начиная с этой главы, мы переходим к разделу, который называется «Бхакти-йога».
И очень интересно, с чего начинается раздел «Бхакти-йога»: седьмая глава «Вигьяна йога» – познание Абсолюта. Она описывает, что мы прежде всего должны научиться видеть проявления Господа вокруг себя. С этого начинается бхакти. Это удивительно, да?
бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
апарейам итас тв анйам
пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
(«Бхагавад-гита», 7.4-5).
#00:42:29# Но это очень логично. Если мы видим нашу, то есть осознаем нашу внутреннюю связь с Верховным Господом, как это описывается в шестой главе, в этом случае мы увидим, как все вокруг нас также связано с Кришной, что описывается в седьмой главе. Для чего это надо? Во-первых, для того, чтобы помнить о Кришне всегда и не забывать Его никогда. С этого начинается бхакти. Это рекомендовалось в шестой главе («Бхагавад-гита», 6.30):
Йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати
Тасйахам на пранашйами са ча ме на пранашйати
«Тот, кто видит Меня во всем и всё во Мне, никогда не потеряет Меня. И такой преданный никогда не будет потерян для Меня», – Кришна говорит.
Но мы не только помним Кришну, который присутствует везде и всюду, вокруг нас. Прабхупада объясняет, что наша медитация не такая, как у имперсоналистов, мы просто узнаем: да, это Господь. Но преданные активно задействуют все в служении Кришне. Прабхупада приводит пример: имперсоналисты просто пьют воду и говорят – да, это Кришна. А преданные благодарят Кришну за воду. И они также предлагают Кришне воду и все остальное. Мы должны видеть связь с Кришной для того, чтобы использовать все в служении Кришне. Так помнить о Кришне активно вместо того, чтобы пассивно памятовать о Кришне. И так мы сможем помнить о Кришне на протяжении всей жизни. Это седьмая глава.
И, если мы будем помнить о Кришне всю жизнь, то мы сможем вспомнить Его также в момент смерти. Это восьмая глава «Тарака-Брахма йога» – достижение Всевышнего. Очень интересная глава такая. Смертельная глава. Описывается о том, в какие моменты рекомендуется умереть, чтобы достичь тех или иных результатов. Правда, ближе к концу главы Кришна говорит: «Мои преданные не волнуются об этом. Потому что они находятся под моим контролем». Но, так или иначе, «Тарака-Брахма йога» обозначает: «тарака» – духовная, то есть освобождение, «брахма» – духовная йога, йога духовного освобождения.
#00:45:33# Когда мы помним о Кришне в момент смерти, мы освобождаемся от влияния материального мира и отправляемся куда? В духовный мир. И когда мы попадаем в духовный мир, мы вступаем в личные очень сокровенные отношения с Кришной. И это содержание следующей, девятой главы. Самое сокровенное знание – «Раджа Гухья йога». Эта глава является центральной главой «Бхагавад-гиты». Девятая глава. Если восемнадцать разделить на два, получится девять. И, будучи центральной главой «Бхагавад-гиты», она прославляет самые сокровенные темы «Бхагавад-гиты». Кто является самой сокровенной преданной Кришны? Шримати Радхарани. В каком тексте девятой главы Кришна прославляет Радхарани? Кто знает? Никто не знает. А кто хочет узнать? Это проверка – кто еще не заснул.
Если вы руку подняли, значит, пока не заснули. Запомните: это тринадцатый текст, 9.13. Тринадцать считается несчастливым числом, но только не в сознании Кришны. Тринадцатый текст девятой главы – самый счастливый текст «Бхагавад-гиты», потому что в этом тексте Кришна прославляет Радхарани больше, чем Себя. Что Он говорит:
Махатманас ту мам партха даивим пракритим ашритах
Прибежище у Радхарани
#00:47:32# Он говорит, что великие души, махатмы, принимают прибежище у Моей божественной природы. Да. Удивительно. Кришна не говорит, у Меня принимают прибежище. Он говорит, у кого? У Радхарани принимают прибежище. И то, что даивим пракритим – божественная природа – указывает на Радхарани, Шрила Прабхупада объясняет это в «Нектаре преданности» и нескольких своих лекциях. Что самое интересное, он не упоминает об этом в самом комментарии к тринадцатому тексту. Вот это действительно – сокровенное знание: Шрила Прабхупада скрыл это даже в комментарии к «Бхагавад-гите». Ну, потому, что «Бхагавад-гита» в принципе не предназначена для Радхарани, то есть это боевая такая книга. А война и все остальное – это как бы не считается женским делом.
Тем не менее, Шрила Прабхупада назвал, например, Божества в Дели – Радха Партхасаратхи. И его даже критиковали за это. Говорили: «Как так, какую связь имеет Радхарани с Партхасаратхи, с Кришной, который является колесничим Арджуны?» На что Шрила Прабхупада сказал: «Радхарани всегда в сердце у Кришны». То есть Радхарани всегда рядом с Кришной, даже когда Он находится на поле битвы Курукшетра в колеснице Арджуны.
И девятая глава, центральная глава, сердце Кришны, поэтому Он прославляет Радхарани. Также в этой главе очень много других сокровенных текстов. Например, Кришна говорит, что Его можно кормить, причем достаточно простой пищей (9.26): Патрам пушпам пхалам тойам – листок, цветок, плод или воду можно предложить Кришне с любовью, Он их примет. И в этой же главе находятся тексты настолько сокровенные, что даже мы после многих лет практики с трудом можем принять то, что говорит Кришна. Например, Он говорит (9.30):
Апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
Садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах
Он говорит, что, если кто-то занимается преданным служением, даже, если он совершает отвратительные поступки, его надо считать святым, ибо он на правильном пути. Какой кошмар! О чем Кришна говорит, как можно считать святым преданного, который совершает отвратительные поступки?
#00:50:22# Мы думаем: «Нет, это материалист!», а Кришна говорит: «Нет, Мой преданный». Не суди, да не судим будешь. Почему? В следующем стихе Он объясняет (9.31):
Кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати
Каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати
Он говорит, что очень быстро, может быть, даже не за одну жизнь, но для Кришны, одна другая жизнь – это просто, знаете, мгновение. Как один преданный подходит к Кришне и говорит: «Кришна, что такое для Тебя миллиард тенге?» И Кришна говорит… На что там тенге делится? Тиыны. И Кришна говорит: «Для Меня это один тиын. Миллиард тенге». Нет…
Преданный говорит: «Кришна, что такое для Тебя миллион лет?»
Кришна говорит: «А это для Меня – одна секунда».
«А что такое для Тебя миллиард тенге?»
«А для Меня это один тиын».
«Кришна, можешь дать мне один тиын?»
«Подожди секундочку!»
Мы можем, конечно, по-разному воспринимать, что такое быстро. Кришна говорит: кшипрам – очень быстро. Для нас одна жизнь – это не очень быстро. А для Кришны это вообще секунда. Он говорит: «Очень быстро такой человек станет праведником и обретет полное умиротворение, поэтому заявляй смело, о сын Кунти, что Мой преданный не погибнет никогда».
#00:52:19# Кришна намекает на то, что не надо искать недостатки в Моем преданном, Я Сам с ним разберусь. Я Сам его очищу, не надо брать на себя эти функции очистителя. Очень интересно, что иногда даже духовные учителя не берут на себя такие функции, за которые с большим энтузиазмом хватаются неофиты. То есть иногда даже духовные учителя не дают наставления с такой готовностью и такой решимостью, как молодые преданные. Заметили? Но это признак незрелости духовной. Те, кого готовы слушать, они молчат и взвешивают каждое слово, а те, от кого бежать готовы и уши заткнуть, они дают наставления без перерыва. Как радио, да? Их невозможно даже выключить.
Очень много сокровенных стихов в этой главе «Бхагавад-гиты». И он заканчивается стихом, который еще раз будет повторен, почти дословно в восемнадцатой главе – заключении «Бхагавад-гиты». Это повторное утверждение (9.34): ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру, в котором Кришна описывает весь процесс преданного служения.
Процесс преданного служения состоит из трех этапов: теория, практика, результат. Как они называются на санскрите? Самбандха, абхидейа и прайоджана. Да? Соответственно, Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто – думай обо Мне и стань Моим преданным. Это самбандха. Мад-йаджи мам намаскуру. Мад-йаджи, йаджи – от слова ягья происходит. Действуй для Меня. Совершай жертвоприношение ради Моего удовлетворения и поклоняйся Мне. То есть практическое преданное служение и поклонение Кришне. Это абхидейа. Это практика преданного служения. И какой будет результат? Прайоджана – мам эваишиаси – безусловно, ты придешь ко Мне, разовьешь любовь ко Мне. И на этом заканчивается девятая глава «Самое сокровенное знание».
Три этапа преданного служения
#00:55:06# Следующая, десятая глава начинается с совершенно удивительного утверждения, Кришна говорит: «Слушай же далее, о могучерукий Арджуна. Поскольку ты Мой близкий друг, ради твоего блага Я продолжу Свой рассказ и открою тебе знание, которое превосходит то, что Я уже изложил».
Здрасьте. Как так? Он уже рассказал «Самое сокровенное знание». Как может что-то превосходить самое сокровенное знание? В нашу логику это никак не помещается. А у логики Кришны… У Кришна другая логика. Потому что Он не будет рассказывать ничего нового. Он глубже раскроет все ту же самую девятую главу в десятой. Поэтому Он говорит, что это знание даже лучше того, что Я изложил. И то, что десятая глава является углубленным изучением девятой, можно очень легко понять, потому что все три этапа преданного служения, о которых мы говорили – самбандха, абхидейа и прайоджана – раскрываются глубже в четырех стихах, которые считаются семенами «Бхагавад-гиты». Все их помнят.
В первом из этих стихов (10.8) объясняется самбандха, в девятом – абхидея, в десятом и одиннадцатом – прайоджана. Мы к ним еще вернемся. И многие утверждения девятой главы очень удивительно иллюстрируются в десятой. Кришна говорил в девятой главе (9.18): гатир бхарта прабху сакши нивасах шаранам сухрт и так далее: что Я являюсь целью, Я являюсь источником, Я являюсь свидетелем, Я являюсь обителью, прибежищем, другом. Много утверждений Он сделал насчет Себя, но в десятой главе Он дает такие сочные иллюстрации к этим утверждениям, что Арджуна был поражен.
#00:57:38# Эта глава, десятая глава, называется «Вибхути-йога». Вибхути обозначает чрезвычайное могущество. Шрила Прабхупада перевел ее как «Великолепие Абсолюта», потому что это могущество Верховного Господа, которое проявлено в этом мире, поражает воображение. Мы можем просто два примера рассмотреть из того, что говорит Кришна. Например, Он говорит, из неподвижного Я – Гималаи. Вам очень повезло в Алма-Ате, потому что, вы у самого подножия Гималаев живете. Потому что Памирские горы – это те же самые Гималаи. Просто они с вашей стороны называются Памир, но это та же самая горная цепь. С китайской стороны они называются Тибет, с индийской – Гималаи, но это те же самые горы. Вы можете лицезреть Гималаи. И Кришна говорит: из неподвижного Я – Гималаи. То есть все жители Алма-Аты могут получать даршан Кришны. Каждый день. Наверное, поэтому здесь такой интерес к сознанию Кришны.
И, вам не кажется, что это совершенно необъяснимый феномен, что столько людей жертвует своими деньгами и рискует жизнью, ради того, чтобы совершить восхождение на Гималаи? Особенно Эверест. Самая высокая точка Гималаев, но это не единственная гора, на которую лазают, даже английское название everest, да? Я так подумал, что очень интересно, да? Потому что rest – означает «найти покой». Ever – «навсегда». Вечный покой – everest. И это факт. То есть подножие, не подножие, а вообще все склоны Эвереста сверху донизу в настоящий момент усыпаны трупами. Те, кто так и не дошел или же не успел спуститься назад.
И поскольку там очень труднодоступные места, их даже не могут оттуда забрать, эти трупы. И они там лежат десятилетиями в свежезамороженном виде. Потому что там так холодно, там никто не гниет. И вот они как лежали, так и лежат. И некоторые из них даже стали такими вехами на пути восхождения. Там даже проводники говорят, что если вы увидите желтые ботинки, то значит вы достигли отметки 8 тысяч метров. То есть там кто-то лежит в желтых ботинках. Уже несколько десятков лет. И он стал таким указателем дорожным.
Смех смехом, а если вы поднимаетесь в Гималаи и видите вокруг себя трупы, вы понимаете, что можете быть следующим, несмотря на то, что это такое дорогое мероприятие. Я не знаю, кто из вас знаком с альпинизмом, не меньше ста тысяч долларов одно восхождение. То есть надо быть или нереально богатым человеком или копить вообще много-много лет для того, чтобы получить такую возможность умереть таким экзотическим способом.
#01:01:32# Почему люди тратят столько денег и рискуют, проходят нереальные аскезы и рискуют жизнью? Для чего? Нет, никакой славы нет. Известен тот человек, который первым поднялся на вершину Эвереста. Известна первая женщина, которая поднялась на вершину Эвереста. Первый самый пожилой человек. Самый молодой человек. Первый инвалид, который поднялся на вершину Эвереста. Всё. Пять, шесть, семь, ну десять человек максимум, которые известны. А поднимаются туда тысячи, им ничего не светит абсолютно. О них никто не будет знать. Кроме там, знаете, нескольких друзей и родственников, знакомых. Почему? Чего ради? Они поднимаются туда на самую вершину и что они видят? Пусто. Там нет ничего, и там очень холодно. Холодно и пусто. И ради этого они потратили столько денег и рисковали жизнью. Кому кажется, что это удивительно? Почему?
Это Кришна. И Кришна настолько привлекателен, настолько притягателен, что люди готовы расстаться с жизнью. Для того чтобы пообщаться с Кришной. Во-первых, Гималаи – это Кришна, и Гималаи очень тянут к себе. Кто заметил, что горы тянут к себе? И Кришна говорит, что Я – приключение и Я – азартная игра. И в Гималаях объединяются эти три аспекта, которые описаны в десятой главе. И люди готовы отдать все, включая собственную жизнь, ради опыта общения с Кришной. Это опыт общения с Кришной, хотя люди этого не понимают.
Видение Вселенской формы
#01:03:56# Очень интересно, кстати, посмотрите как-нибудь на досуге видеоклип «Подъем на Эверест». Что делают все альпинисты прежде, чем начать восхождение? Пуджу проводят и молятся. Молятся Гималаям очень искренне, потому что они понимают, что от этой молитвы очень много зависит. Представляете? Они проводят пуджу и молятся Кришне в форме Гималаев. И вот шерпы, проводники, они, так сказать, руководят этим процессом, потому что у этих людей реальный опыт есть.
Также Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Среди рыб Я – акула». Очень интересно, почему, например, Кришна не говорит: «Я – кит?» Потому что кит намного больше, рыба акула – поменьше. Почему именно акула? Очень просто. Как акула представляет Кришну? Представьте себе какого-нибудь атеиста, который плавает в океане, и вдруг он видит – черный плавник к нему приближается. Что скажет этот человек? «О, Господи!» То есть он узнает Кришну. Он поймет, что это Господь к нему приближается. Потому что акула – это олицетворенная смерть. А смерть представляет Кришну. Перед лицом Кришны нет атеистов.
#01:05:33# И, приведя все эти удивительные примеры в десятой главе, Кришна так впечатлил Арджуну, что тот сказал: «Кришна, спасибо за аудио-презентацию, а можно видео тоже?» После десятой главы Кришна попросил Арджуну… «Я бы хотел увидеть, можно…» Кшатрии очень любопытные и все хотят увидеть: «Можно увидеть всё то, что Ты рассказал?» Следующая глава. Кришна говорит: «Да, не проблема».
Вишваруп даршан-йога. Арджуна получил удивительный даршан Вселенской формы, видение Вселенской формы. И эта глава, конечно, была не просто удивительная: Арджуна был настолько потрясен, что у него… Вообще он был в шоке полном. Он там не просто лук Гандива уронил, он сам упал от такого даршана. Начал поклоны Тебе со всех сторон и так далее, и так далее. Кажется, зачем Кришна показал ему Вселенскую форму? Потому что, смотрите, Кришна вообще очень хитрый парень. Шрила Прабхупада говорит: «У вас свои планы, а у меня свои, а у Кришны – Свои». И в отличие от всех наших планов план Кришны осуществится, а наши планы провалятся. В этом разница.
Кришна, чтобы не происходило, Он всегда свою сторону гнет, Он всегда своей цели добивается. Какая у Него была цель? Для чего Он рассказывал «Бхагавад-гиту»? Чтобы Арджуна сражался. И что Он Арджуне показал в 11-й главе? То, что все воины погибнут кроме Пандавов, то есть Арджуна будет победителем в этой битве. И, соответственно, увидев результат, у Арджуны уже не было сомнений. Кришна сказал, что это Мой план. И что ты должен просто стать инструментом в Моих руках.
И последний текст одиннадцатой главы очень впечатляющий. Шрила Прабхупада говорит, что это суть всей «Бхагавад-гиты». Мы к нему еще вернемся, потому что там перечисляются пять важных составляющих, которые необходимы для того, чтобы прийти к Кришне. Для того, чтобы стать совершенным в сознании Кришны.
#01:08:09# И, последняя глава, точнее, следующая глава, двенадцатая, является последней в разделе, каком? Бхакти-йога. И поэтому эта глава называется? Бхакти-йога. Преданное служение. Это очень короткая глава, в которой Кришна говорит о преимуществе личного поклонения Ему перед безличной медитацией.
Он описывает ступени преданного служения и также качества того, кто считает себя преданным Кришны. То есть качества преданного, который очень дорог Ему. И именно по качествам мы можем определить преданного, а не по каким-то другим признакам. И на этом заканчивается раздел бхакти-йоги.
И последний раздел. Как он называется? Гьяна-йога. Ну, гьяна – знание, кажется, что-то там такое, знаете сложное, запутанное. Но тут все очень просто. Мы говорили о том, что из пяти тем «Бхагавад-гиты» три являются самыми важными, основными. Какие? Ишвара, джива и пракрити. И обратите внимание на название тринадцатой главы Бхагавад-Гиты: Пракрити, Пуруша, Вивека-йога (Природа, Наслаждающийся и Сознание), да?
Пракрити – это природа. А Пуруша может указывать на две категории: кто изначальный, настоящий Пуруша? Это Кришна. А дживы – это маленькие пуруши. Дживы фактически принадлежать к Пракрити, но они пытаются стать Пурушами. Они пытаются наслаждаться.
И поэтому Шрила Прабхупада в переводе дает нам понять, что здесь идет речь о трех категориях: природа, Наслаждающийся и сознание – Ишвара, джива и пракрити. Все эти три темы, важные темы в «Бхагавад-гите», рассматриваются в 13-й главе, каким образом они взаимосвязаны. Очень подробно.
Гуны материальной природы
#01:10:33# Далее, в следующей, 14-й, главе опять-таки Кришна как идеальный преподаватель, Он все три темы представил вкратце. В последующих трех главах Он по одной из этих тем рассматривает отдельно. Четырнадцатая глава. Очень просто понять, какая здесь тема. Гуна трая вибхага йога. Три гуны материальной природы. Какая тема здесь рассматривается? Пракрити.
Пятнадцатая глава. Пурушоттама йога. Йога Верховной Личности. Какая тема здесь рассматривается? Ишвара, Верховный Господь.
И шестнадцатая глава. Дайвасура сампад вибхага йога. Божественные и демонические натуры. Какая здесь тема? Дживы. Очень интересно, как тема дживы раскрыта. Дживы бывают разные – божественные и демонические. То, что рассматривается здесь.
#01:11:34# Заканчивается все тем, что представляют из себя демонические дживы, потому что у них нет веры, люди деградируют. И, соответственно, вопрос веры возникает. И в следующей главе…. Что из себя представляет вера? И в следующей главе, семнадцатой, Кришна объясняет вопрос веры – то, что собой представляет вера. Почему именно вопрос веры поднимает? Потому что вера является... Тринадцатая глава объясняет, как джива обуславливается через пракрити и деградирует. И Ишвара является просто свидетелем и дозволяющим в отношении всего.
Но семнадцатая глава… то есть описывается путь вниз. Но семнадцатая глава описывает путь вверх. Говорится, что через процесс веры джива, несмотря на свою обусловленность пракрити, может восстановить свои отношения с Верховным Господом. Но что из себя представляет вера?
#01:12:48# Три разновидности веры в соответствии с гунами природы. Шрадха трая вибхага йога. Что из себя представляет вера? Говорит ли Кришна о том, что существуют мусульманство, христианство, буддизм, индуизм, иудаизм – идет об этом речь? Нет. Что такое вера?
Вера обозначает три вида деятельности. И каждый, который занимается этими тремя видами деятельности, имеет веру. И эти три вида деятельности являются наиболее важными для человека. Мы говорили о том, с чего начинается человеческая жизнь? С ягьи. Итак, это первый показатель веры – ягья, жертвоприношение. Второй показатель веры – это дана, пожертвование. И третий показатель веры – это тапа, аскеза или самодисциплина. И Кришна говорит, если они посвящаются Верховному Господу, человек получает абсолютное благо. Если нет, то он получает какое-то, но временное благо. В зависимости от его веры.
И в последней, 18-й главе мокша-йога, совершенство отречения, Кришна подводит итоги всей «Бхагавад-гиты». И Он опять-таки подчеркивает, что эти три вида деятельности – ягья, дана и тапа – очищают даже великие души. Поэтому никто и никогда не должен от них отказываться. И «Бхагавад-гита» на этом заканчивается. Но для того, чтобы намного лучше понять суть «Бхагавад-гиты» мы рассмотрим ключевые стихи.
#01:15:00# Мы говорили о том, что существует 12 ключевых стихов. Первый из них – это третья глава, 30-й текст, в котором Кришна говорит о том, какое жертвоприношение от Арджуны ожидается.
Майи сарвани кармани саннйасйадхйатма-четаса
Нирашир нирмамо бхутва йудхйасва вигата-джварах
Очень интересный текст. Потому что в первой строчке Кришна говорит: Майи сарвани кармани – посвяти Мне всю свою деятельность. Делай все для Меня. Если мы действуем только исключительно Кришне, какая это гуна? Это чистая благость. Это трансцендентный уровень, правильно? Далее Кришна говорит: саннйасйадхйатма-четаса – откажись от всего ненужного и познай Меня до конца. Знание. В какой гуне находится? Благость. Далее Он говорит: Нирашир нирмамо бхутва – откажись от притязаний на собственничество и какое-то положение в этом мире. Притязания и положение в мире к какой гуне относятся? Страсть. И далее Он говорит: йудхйасва вигата-джварах – сражайся, отбросив апатию. Апатия к какой гуне относится? Невежество. Очень интересно, да? Для того, чтобы находиться на трансцендентном уровне, мы должны закрепиться на уровне благости и отказаться от страсти и невежества. И тогда мы можем сражаться или действовать для Кришны. Кришна говорит. Шрила Прабхупада говорит, что это цель «Бхагавад-гиты».
Далее чатур-шлоки «Бхагавад-гиты» тоже очень интересные – стихи, в которых описываются все три этапа преданного служения. Поэтому эти стихи считаются семенами «Бхагавад-гиты»: десятая глава с восьмого по одиннадцатый текст.
Кришна говорит: «Я – источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем». То есть знание о Кришне приводит к преданному служению – это самбандха-гьяна.
Следующий текст: «Все мысли моих чистых преданных поглощены Мной, и вся их жизнь посвящена Мне. Всегда делясь друг с другом знанием и беседуя обо Мне, они испытывают огромное удовлетворение и блаженство». То есть слушание о Кришне, обсуждение Кришны, служение Кришне. Это абхидейа – практическое преданное служение. К чему приводит практика преданного служения? Какой результат? Кришна объясняет в десятом и одиннадцатом текстах.
#01:18:00# «Тех, кто постоянно служат Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне. Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания». То есть Кришна дает разум и рассеивает невежество, помогает Своим преданным. Так Кришна отвечает нам взаимностью.
И последний текст одиннадцатой главы, который мы упоминали, описывает самую суть «Бхагавад-гиты», потому что здесь приведены пять очень важных элементов, которые помогают нам прийти к Кришне:
Мат-карма-крн мат-парамо мад-бхактах санга-варджитах
Нирваирах сарва-бхутешу йах са мам эти пандава
«Дорогой Арджуна, тот, кто занимается чистым преданным служением, не оскверненным стремлением к кармической деятельности и умозрительному философствованию, кто посвящает мне свой труд, кто считает Меня высшей целью своей жизни и по-дружески относится ко всем живым существам, непременно придет ко Мне».
Опять-таки Кришна говорит, что первое – мад-карма-крн – то же самое: действуй для Меня. И далее Он говорит: Мат -парамо: всегда будь сосредоточен на Мне как на высшей цели жизни. Но кажется, что, если мы действуем для Кришны, это само собой разумеется, что Кришна является высшей целью, правильно? Или нет? Теоретически да. А практически не всегда. Потому что очень многие начинали за здравие, а кончали как обычно. Да? Хотели как лучше, а получалось, как всегда. Кто заметил, что вроде мы начинаем для Кришны, а потом столько побочных благ приходит, что о Кришне уже тяжело думать. Кто-то замечал это? Поэтому Кришна говорит: да, помни обо Мне всегда, но также не забывай Меня никогда. Потому что в начале помним, а потом забываем. Вот так бывает, к сожалению. Поэтому Кришна говорит: «Помни, что Я – Высшая Цель, а не просто какие-то побочные вещи, которые приходят в процессе преданного служения».
#01:20:40# Например, во многих международных аэропортах это известный феномен, что люди приезжают в аэропорт для чего, чтобы улететь, а потом попадают в зону беспошлинной торговли и забывают о том, что они улететь собирались. Вспоминают, когда самолет на взлете. Поэтому есть такой магазин во многих аэропортах, он называется на английском «see, buy, fly» – увидишь, купишь, улетишь, то есть как увидел, купил, улетел. Так называется магазин. И их реклама – это человек, который бежит по взлетной полосе вслед за улетающим самолетом с пакетами, с покупками в руках, такой в шоке. Это очень важно. Мы в этот аэропорт сознания Кришны приехали для того, чтобы улететь на Голоку Вриндавана, и не стоит позволять себя сбивать с толку каким-то побочным благам.
Стать преданным Кришны
#01:21:51# Далее. Это первые два условия. Третье условие – мад-бхактах – стань Моим преданным. Что значит стать преданным Кришны, описывается очень хорошо в следующей двенадцатой главе. Какие качества нам необходимо развить. И опять-таки – санга варджита: откажись от неблагоприятного общения. От чего надо отказаться, Шрила Прабхупада объясняет: от кармы и гьяны. Какие два самых больших желания обусловленной души в этом мире? Чего мы хотим? Наслаждаться и контролировать. Желание кармы – это желание наслаждаться, а желание гьяны – контролировать. Почему? Зачем люди получают высшее образование? Чтобы занимать контролирующее положение в этом мире, правильно? «Не знаешь, как работать мышкой – работай лопатой», – говорят. То есть чем выше образование, тем выше результаты, тем выше контроль, а контроль он дает все.
Но Кришна говорит, что от кармы и гьяны надо отречься, но не просто отречься, а отречься в пользу Кришны. Как мы отказываемся от кармы? Превращаем ее в карма-йогу. А гьяну? В гьяна-йогу. Это очень важно. Чтобы наше отречение не сухое, а наше отречение в пользу Кришны. Прежде, чем отрекаться, прежде всего, имейте от чего отречься. А второе – не просто отрекайтесь, а отрекайтесь в пользу Кришны. Вот это два очень важных положения.
Далее. Последнее что Кришна говорит – нирваирах сарва-бхутешу: не имейте врагов. Что ни одно живое существо не должно быть нашим врагом. Это очень важно. И, кстати говоря, именно с этого начинается перечисление качеств настоящего преданного – адвешта сарва-бхутанам – в двенадцатой главе. Что преданный не чувствует неприязни ни к какому живому существу. Это первый элемент. Первое важное качество.
#01:24:14# И самое последнее – это три повторных утверждения «Бхагавад-гиты». Первое – это третья глава, двадцать третий текст и четвертая глава, одиннадцатый текст, в которых Кришна говорит: «Мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах – все следуют Моим путем во всех отношениях, о сын Притхи». О чем идет речь? Речь идет о законах Бога. Все вынуждены подчиняться законам Бога. У нас есть только два выбора: или следовать этим законам и получить благо, или нарушать законы и пострадать. Третьего не дано. Поэтому Кришна говорит: что все следуют Моим путем. Я устанавливаю путь для всех. Я устанавливаю правила, никто кроме Меня правил не может устанавливать. Даже в государстве люди устанавливают правила, и, если эти правила соответствуют правилам Кришны, люди получают благо, если эти правила противоречат правила Кришны, все страдают.
Следующее повторное утверждение, которое раскрывает практически момент: что значит следовать правилам Кришны? Это то, что приводится в третьей главе, тридцать пятом тексте и в восемнадцатой главе, сорок седьмом тексте. Что подчеркивает особую важность этого утверждения:
Шрейан сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат
Кришна говорит, намного лучше следовать своей природе, тем гунам, под влиянием которых вы находитесь, и выполнять свои обязанности даже несовершенным образом, чем выполнять чужие обязанности в совершенстве. Лучше плохо прожить свою жизнь, чем хорошо чужую. Кришна говорит о том, что нам важно действовать в соответствии с той природой, которой нас наделил Господь в конечном итоге и занимать эту природу в служении Ему, как это явствует из примера Арджуны.
#01:26:44# И последнее. Если мы будем действовать в служении Кришне в соответствии со своей природой, что мы получим? Это последнее и самое важное повторное утверждение Кришны в «Бхагавад-гите», которое находится в девятой и восемнадцатой главах «Бхагавад-гиты». Девятая – центральная и восемнадцатая – это вывод «Бхагавад-гиты»:
Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
Мам эваишйаси…
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, служи Мне, поклоняйся Мне и так ты непременно придешь ко Мне». Практически служа Кришне в этом мире, Кришна гарантирует, что так мы вернемся в духовный мир – и там будешь жить вечно и счастливо вместе с Кришной. Что является целью «Бхагавад-гиты» и целью практики преданного служения.
Харе Кришна!
Спасибо всем. Вы замечательные слушатели. Я хотел на самом деле намного меньше сказать, чем я сказал. Но я почувствовал, что преданным очень интересно. Давайте посмотрим. Обычно задают вопросы лектору. Но у меня в начале к вам вопрос: кто узнал для себя что-то новое, что вы не знали из этого курса? Окей. А кто вдохновлен «Бхагавад-гиту» глубже изучить? Ну, всё. Это победа. Это высшая цель.
#01:28:30# Из зала [неразборчиво #01:28:30# #01:29:10#]
Здесь очень тонкая грань между выполнением своих обязанностей и корыстной деятельностью. Если мы выполняем обязанности без привязанности к результатам ради всеобщего блага, действуя под руководством, мы не получаем кармы. Но если мы действуем корыстно, то мы получаем карму настолько, насколько мы действуем корыстно. Поэтому авторитетное руководство всегда является ключом к практике сознания Кришны. Если мы действуем под руководством, мы не получаем карму. Если мы действуем сами, мы получаем карму.
#01:29:50# Из зала [неразборчиво #01:29:50# #01:29:55#]
У вас есть преданные, которые дали вам это служение, и вы должны действовать под их руководством. Тогда вы не получаете карму.
(из зала) «Получает тот человек?»
Необязательно, если он действует это бескорыстно. Смотрите, даже в кармической юриспруденции, если, например, человек является полицейским, он может убивать. Но если он превысит свои полномочия, то он может пострадать. То же самое здесь. У нас есть. Поэтому ответственные виды служения даются только достаточно зрелым преданным. Потому что намного меньше риска, что они превысят свои полномочия. Харе Кришна.
(из зала) «Спасибо большое за лекцию. Всегда удивляли некоторые имена Кришны, которые непонятны. Которые, например, исходят из убийств демонов, то есть имя, которое состоит из убийств демонов. Или, например, как вы сегодня сказали, колесничий. То есть такой удивительный получается… Имя, которое не соответствует как будто бы Его качествам изначальным. Вы не могли бы немного про имя Бога-колесничего?»
Партха-саратхи.
«Да, Он же ведь даже всегда рождается в царской семье. Даже если во Вриндаване, у самого знатного – Нанды. Как-то здесь имя, еще и вечное имя, одно из вечных имен…»
#01:32:00# Мы говорили, потому что Он руководит колесницами всех тел во вселенных, во всех Вселенных. Поэтому Он – Партха-саратхи. И этим Он вечно занимается. Всеми механизмами управляет только Кришна, поэтому Он – Партха-саратхи.
(из зала) «Спасибо большое за лекцию. Я хотел спросить. В “Шримад-Бхагаватам”». [неразборчиво #01:32:25# – #01:32:38#]
Он оставил так называемое материальное тело, то есть оставил, грубо говоря, мурти, определенную форму, которой, как гласит легенда, которой продолжали поклоняться после Его ухода как Божеству. И Он это сделал просто потому, чтобы обмануть материалистов. Ну, это очень просто понять, потому что, например, те материалисты, которые критикуют это описание, говорят, что вот Кришна – это не Бог, Он просто был смертным, обычным смертным, потому что Он погиб от стрелы охотника. Но важно учитывать, что эта стрела попала Кришне в пятку, как описывается, Кришна просто сидел в медитации, этот охотник выстрелил и попал Кришне в пятку. Стрела не была отравленной какой-то: он же на животных охотился, правильно? Отравленной стрелой если подстрелить какое-нибудь животное, потом мясо не будет уже в пищу годиться. То есть обычная стрела.
#01:33:40# Кто-нибудь умирал вообще от ранения в пятку? То есть это такая шутка Кришны своеобразная. Как описывается в «Бхагаватам», охотник выпустил эту стрелу, потом он увидел, что он в Кришну попал, Кришне в пятку попал, и Кришна как сидел улыбался, так и продолжал сидеть улыбаться, то есть с этой стрелой в пятке. Там Джара подошел: «Господи, прости меня грешного, и так далее». И Кришна сидит улыбается, говорит: «Да ты не переживай, все нормально. Это Мой план такой, что я все равно уже уходить собрался». Вот поэтому.
То есть это для дурачков. Такая лила для дурачков. Вот кому сильно хочется верить в то, что Кришна это просто смертный, тогда, пожалуйста, Кришна разыграл для них такую лилу. Типа, ребенок какой-то там, я не знаю, с игрушечным пистолетом: «Бум! Папа, ты – мертвый!» Папа говорит: «Ну, хорошо, бум, я упал, я умер». Ребенок радуется. Все, папу убил. Так же наивно. Такая вера. Вот они нас в вере обвиняют. А их вера она еще более наивная. То есть реально наивная вера.
#01:35:14# Из зала: «Я слышал один из учеников Шрилы Прабхупады говорил, что, если ты будешь знать тридцать стихов “Бхагавад-гиты”, ты сможешь хоть кому проповедовать. Какие это стихи?»
Да. Я видел разные списки. Но вот, кстати говоря, некоторых из этих стихов ключевых, которые мы перечисляли. Их нет в этом списке, к сожалению, хотя Шрила Прабхупада подчеркивает, например, комментарий к пятьдесят пятому стиху одиннадцатой главы… Он так и начинает, он говорит, что это суть всей «Бхагавад-гиты». И часто этот стих не упоминается. Так же, как и 3.30, не во всех списках упоминается.
[из зала неразборчиво #01:36:02# – #01:36:10#]
Ягья, дана, тапа. Жертвоприношение, например, очень простой пример. Жертвоприношение для нас – это что? Пение, воспевание:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.
#01:36:32# Кто следует этому процессу, воспевает Харе Кришна-мантру регулярно? Так, теперь давайте посмотрим, кто почувствовал, что с материальной точки зрения дела начали улучшаться, когда вы начали повторять Харе Кришна? То есть пошли блага материальные. Что с этими благами надо делать? Жертвовать. Все правильно.
Понимаешь разницу между жертвоприношением и пожертвованием? Жертвоприношение – это процесс, пожертвование – это то, с чем надо расстаться. То есть ты получил от жертвоприношения, и теперь это надо отдать обратно Кришне. А себе что оставить? Аскезы. Потому что аскезы – богатство брахманов. Но аскезы это не такая страшная вещь, как многие думают. Почему-то, я не знаю, я единственный кто, когда слово «аскезы» слышит, представляет себе такую картинку как в «Ишопанишад», по-моему. Там такой йог сидит, и он, у него там ребра кожу прорывают, у него... Он такой весь изможденный, кожа да кости и так далее. У кого слово «аскезы» отождествляется с такой картинкой?
Но это совсем не та аскеза, которую Кришна имеет в виду. Что такое аскезы? Что такое настоящая аскеза? Это то, что описывается в семнадцатой главе с четырнадцатого по шестнадцатый тексты. Это аскезы тела, ума и речи. И там нет ничего похожего на лежание на гвоздях или же там, я не знаю, что еще – стойки на голове и так далее. Там нет ничего такого. Там совсем другие аскезы. И именно эти аскезы благотворны для преданного служения. Такие, как смирение, почтение, контроль речи. То есть речь должна быть приятной и полезной, благотворной, не вызывающей беспокойства, правдивой. Правду приятным образом говорить – вот аскеза. Выражать почтение всем – вот это аскеза. Быть всегда удовлетворенным и простым – вот аскеза. Это то, что Кришна хочет, те аскезы, которые Кришна хочет от нас. Совсем не то, что на гвоздях надо спать. Окей. Давайте.
#01:39:15# [из зала неразборчиво #01:39:15# – #01:39:20#]
В «Бхагавад-гите» много замечательных текстов, к сожалению, мы не смогли бы всё перечислить.
Из зала: «Вот Вы сказали, чтобы понять Кришну, нужно понять себя как душу. В принципе, теоретически это понятно. А вот практически, что это значит?»
Что значит практически понять себя как душу? Сат-чит-ананда. То есть вечность-знание-блаженство. Это наши качества души, и у Кришны такие же точно качества, поэтому, реально мы можем понять себя как душу только в процессе преданного служения. То есть только лишь в отношениях с Кришной. И практически сат, вечность, развивается через стабильность. Чит – знание, самоосознание развивается через ответственность. Ананда развивается через качественное служение Кришне. Потому что, если мы стабильны и ответственны в своем служении, мы достигнем очень высокого уровня. А когда человек на высоком уровне действует, он в экстазе. Например, какой-то там виртуоз, музыкант или художник или еще кто. Они занимаются своей деятельностью в полном экстазе. Это талант, который Кришна проявляет благодаря тому, что человек действует по своей природе. Но если мы будем делать это для Кришны, эти качества будут только развиваться. Харе Кришна.
#01:41:30# [из зала неразборчиво #01:41:330# – #01:41:49#]
Точно так же? как Бхакти Чайтанья Махарадж один раз привел пример – если вы просто смотрите на Божеств (это же Кришна), но вы не чувствуете особого экстаза: «Ну, просто даршан, должен я посмотреть, ладно, посмотрю». Пять минут, положим, надо смотреть – ладно, буду смотреть. Когда эти пять минут закончатся?» То есть это формальность. Точно так же пришел я на лекцию по «Бхагавад-гите»: «Так, час надо отсидеть, ладно, хорошо, отсидел час, даже умудрился не уснуть, круто. Сам собой буду гордиться да, после этого». Формальный подход. Почему? Потому что душа не вложена в процесс. Но он говорит, что если бы вы эти Божества одели, то есть вы им послужили и постарались их одеть очень и очень красиво, тогда эти пять минут вы будете в полном экстазе. Потому что Божества в экстазе от вашего служения. И если у преданных есть отношения близкие, и они обсуждают какие-то темы, связанные с «Бхагавад-гитой», с преданным служением, они не захотят останавливаться, понимаете? Душу надо вкладывать, тогда экстаз будет. Если души не вкладывать, будет просто сухарь какой-то. Аскеза сплошная. Окей, да?
#01:43:45# [из зала неразборчиво #01:43:29# – #01:44:03#] «Как не потеряться? Как при всем этом, всех этих замечательных правилах, которые наваливаются на мои плечи, как оставаться собой, понимать, что все это не превращается в какой-то карнавал?
Поэтому необходим духовный учитель, как мы говорили в четвертой главе, что существуют разные жертвоприношения для разных личностей, которые находятся в разном положении. Для мужчин – свои жертвоприношения, для женщин – свои жертвоприношения. И поэтому нужен духовный учитель, духовный наставник, который поможет нам разобраться в том, как мы можем действовать в соответствии со своей природой, следуя наставлениям Кришны.
(из зала) Вы сказали, что Арджуна находился на платформе саттвы, и именно поэтому Кришна его выбрал. Но как [из зала неразборчиво #01:45:03# – #01:45:10#]
Как саттва Арджуны совмещалась с депрессией. В принципе, почему нет? Потому что, например, мой духовный учитель говорит, что есть один философ, который… Вот я забыл его имя, даже забыл, как философия называется… Кто-то может быть помнит, это французский философ, который пришел к выводу, что вообще все в материальном мире безнадежно, совершенно. То есть какой смысл вообще что-то делать, если все смертью заканчивается и так далее. Вылетело имя этого философа из головы. И он идеально последовал своей философии и совершил самоубийство. То есть он пришел к пониманию того, что из себя представляет материальный мир: духкхалайам ашашватам (БГ 8.15) – то есть это временное место, исполненное страданий. И всё, он подумал: «Ну, какой смысл тогда жить?» Саттва-гуна без сознания Кришны, то есть если вы пытаетесь быть правильным, все делать правильно, вокруг вас вообще сплошные проблемы, вы, естественно, в депрессию придете. В принципе, саттва-гуна, оторванная от сознания Кришны, может в депрессию привести запросто. Особенно если вы окружены не саттвичными людьми. Окей. Хорошо.
Большое вам спасибо за такое внимание активное.
Бхагавад-Гита
Bhagavad-Gita
Сайт Бхакти Расаяна Сагара Свами.
© Бхакти Расаяна Сагар Свами. Все права защищены
Наш сайт не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения и не преследует цели вовлечения в какое-либо религиозное объединение.